Аналитика и исследования коммерческой и жилой недвижимости Украины


Главная О компании Услуги компании Наши клиенты Реклама Контакты






Где купить подарки? Каждому харьковчанину — по гипермаркету

2007-12-26 13:43:19

socmart-fotoХарьков — город «купеческий»Первые супермаркеты в Харькове, где можно купить мебель для кухни, открылись в 2001 году. В отличие от столицы, где сначала на рынок пришли крупные предприятия из-за рубежа, первопроходцами в  Харькове стали отечественные супермаркеты «Рост» и «Бриг». Позже появились и представительства австрийской сети Billa. Харьков стал вторым после Киева городом, отмеченным присутствием «МЕТРО Кэш-энд-Кэрри».
В последние время всё чаще супермаркеты открываются под крышей торговых и  торгово-развлекательных центров (ТЦ и ТРЦ). Их в настоящее время в Харькове насчитывается около двадцати — это третье место в Украине (после Киева и  Днепропетровска).
Наибольшее сосредоточение объектов торговой недвижимости в городе наблюдается в районах Салтовка, Алексеевка, Павлово Поле, пр. Гагарина, Полтавский шлях, пр. Московский и ул. Академика Павлова.Строительство ТЦ в Харькове обходится дешевле, чем в столице.

Как говорят эксперты,рост предложения рынка торговой недвижимости города обусловлен в основном строительством новых объектов и трансформацией старых универмагов в новые форматы магазинов. Считается, что наиболее крупными ТЦ из  функционирующих в Харькове являются «Караван», «Таргет», «Класс», «Рост», «Украина», «Экватор», «Сан Сити», ЦУМ, «Дом торговли», «Харьков» и «Детский мир».

Выгоднее чем в Киеве?
Как утверждают эксперты, строительство ТЦ в Харькове обходится дешевле, чем в  столице и держится на одном уровне с восточными областями Украины. Дешевле строить только на западной Украине (Львов, Ивано-Франковск, Луцк). При этом, отмечают эксперты, регионы выгодно отличаются от столицы дешевизной и  доступностью земли. Как пояснил корреспонденту «Статуса» Сергей Карамнов, президент компании Real Estate Solutions, разница во вложениях также выходит за счёт меньшей (или большей) стоимости услуг подрядной организации. Средняя же цена строительства ТЦ составляет 0,7–1 тыс. долл. на квадратный метр. Региональные инвесторы, по мнению С. Карамнова, склонны планировать более высокий уровень доходности проектов, чем в Киеве(!). А это порой происходит в  ущерб качеству и долговечности формата. Как бы там ни было, окупаемость торговых комплексов в Харькове составляет 3,5–4 года, тогда как в столице — 4,5–6 лет.

Завидный дефицит
Несмотря на постепенную насыщаемость города торговыми площадями, эксперты называют этот сегмент рынка по-прежнему самым перспективным и прибыльным. ТЦ являются наиболее выгодным и надёжным объектом для инвестиций на рынке коммерческой недвижимости. Как рассказала «Статусу» Мария Козак, представитель компании «Соцмарт», на данном этапе развития торговой недвижимости в Украине Харьков является одним из самых привлекательных городов по инвестированию.
Дефицит качественной торговой недвижимости, а также выгодное географическое положение (близость к границе с Россией) подогревает интерес к нашему региону. Об этом заявляют такие крупные игроки рынка, как Лекс Холдинг («Караван») и сеть Глобал UA, которые обратили внимание на Харьков сразу после столицы. А  компания «Дафи» строит в Харькове первый в Украине объект формата Retail park. Как сообщила «Статусу» Наталья Борисова, руководитель отдела маркетинга ООО СИК «Дафи», многие российские торговые сети представят здесь свои торгово-сервисные предприятия. Сеть кинотеатров «Кронверк синема», сеть магазинов товаров для детей и игровых центров (самых крупных в России) уже подписали договора аренды с Group Estate, управляющей компанией сети ТРЦ «Дафи». Среди масштабных проектов города — строительство ТРЦ «Квадрат» (застройщик «ХХІ век Харьков») на Северной Салтовке, запланированное на следующий год.
По информации ООО ППФ «КРОНА», до 2009 года в Харькове намечается строительство и реконструкция 14 торговых центров.

 

Когда будет достаточно?
По данным компании Build & Live Development общий объём предложения торговых площадей на рынке Харькова на июль 2007 года приблизился к 700  тыс.кв.м. Теоретически, если все заявленные объекты будут реализованы в  намеченный срок, то, по мнению М.Козак, примерно к 2010 году наступит, наконец, насыщение рынка. Но с учётом проблемы, которая касается всех объектов строительства в нашей стране — задержки окончания строительства — вероятней всего, это произойдёт ближе к 2012-му году. Владимир Чекалов, директор департамента аренды ООО ППФ «КРОНА», считает, что в ближайшие два-три года в харьковском регионе не предвидится насыщения рынка торговой недвижимости. Поскольку спрос достаточно велик, реализация запланированных проектов не сможет его полностью удовлетворить. К тому же некоторые административные районы Харькова до сих пор не имеют ни одного профессионального торгового центра.
Что же касается ближайшей перспективы, то по результатам исследований компании Real Estate Solutions, потребность в торговых площадях сейчас в Харькове равна 1,3 млн кв.м., а ожидаемая цифра к концу 2007  г. в лучшем случае достигнет только 638 тыс. кв.м.
Как объяснил «Статусу» Виктор Распутный, директор компании Build & Live Development, бум строительства ТЦ обусловлен, прежде всего, повышением покупательской способности населения. Кроме того, изменились и предпочтения покупателей, желающих совершать покупки в более цивилизованных условиях. И всё чаще на месте не слишком комфортных рынков возникают ТЦ.

Рынки уже в прошлом?

В  целом, эксперты отмечают, что, если до недавнего времени оптимальным местом совершения покупок являлись оптово-розничные рынки, привлекающие своей дешевизной, то сегодня всё больше харьковчан отдают предпочтение супермаркетам и ТЦ.
Процесс реконструкции рынков в ТЦ уже не остановить

Более того, о поглощении городских рынков торговыми центрами эксперты стали говорить как об одной из тенденций дальнейшего развития города. И этот процесс, по их  мнению, уже не остановить: аргументов «за» больше, чем «против». Городские власти регулярно проводят рейды по рынкам города и нередко их закрывают. Из-за неудовлетворительного санитарного состояния недавно в Харькове были закрыты до  устранения нарушений 7 городских рынков.
Все 63 рынка города находятся в ужасном состоянии и требуют реконструкции: инфраструктура вокруг них и рабочие места не соответствуют стандартам, говорит председатель постоянной комиссии по международному сотрудничеству и инвестициям Харьковского горсовета, президент концерна «АВЭК и Ко» Сергей Сёмочкин. Возникающая при реконструкции рынков проблема временного трудоустройства людей, по его словам, вполне решаема: перестройка осуществляется веерным способом, и рабочие места планомерно сдвигаются, а все работники на время закрытия переводятся на другие рынки — из предложенного им списка. Более того, к примеру, преобразование рынка возле станции метро «им. Академика Барабашова» позволило создать пять тысяч дополнительных рабочих мест, и в будущем эта цифра утроится. Поскольку уже сейчас практически рядом с каждым харьковским рынком возведён супер- или гипермаркет, новогодние подарки большинство харьковчан будет покупать в ТРЦ.

Европейская классификация ТЦ:
Микрорайонный ТЦ осуществляет продажу товаров повседневного спроса (продукты питания, лекарства и т.п.) и  бытовых услуги. Его якорем является супермаркет. Другие значимые арендаторы: аптека, универсальный магазин. Типичная для микрорайонного торгового центра площадь, на которой представлены все присущие ему функции, составляет около 5  000 кв. м.
Окружной ТЦ формируются вокруг продуктового или универсального магазина в дополнение к супермаркетам. Крупные магазины-склады и магазины товаров по каталогу по сниженным ценам и  магазины с доставкой являются другими возможными якорями. Универсальный магазин с полной линией товаров не входит в состав окружного ТЦ. Он также, зачастую, поставляет товары, которые не продаются в ни в микрорайонных ни в региональных торговых центрах, например, мебель, инструменты, товары для строительства и для сада. Типичная торговая площадь окружного торгового центра — примерно 15 000  кв. м.
Региональный ТЦ
обычно включает в себя крытую торговую галерею типа «пассаж» с искусственным климатом, модные товары. Число якорей — от 2-х на 50–70% площадей. Его площадь составляет в среднем 40 000 кв. м.
Суперрегиональный ТЦ
разнообразнее по ассортименту товаров. Основными арендаторами выступают три и более универмагов полного ассортимента. Они могут занимать 50–70% всех арендопригодных площадей. Типичная площадь суперегионального торгового центра составляет 80 000 кв. м.
Подразделяется на:
— специализированный торговый центр— якорем является крупный магазин аудио-, видео- и бытовой техники, товаров для дома, мебели, и т.п;
— фестивальный центр— якорем являются развлекательные комплексы и рестораны, сопутствующими — магазины одежды и обуви, подарков и прочие;
— пауэр центр — как минимум один крупный якорный арендатор: универсальный магазин или товары для дома, общей площадью от 10 тыс. кв. м, в качестве сопутствующих арендаторов могут выступать автосервис, АЗС и другие услуги;
— аутлет центр — якорем являются магазины строительно-отделочных материалов, садового инвентаря и техники, инструментов и т.д. В качестве сопутствующих арендаторов могут выступать автосервис, АЗС и другие услуги.
— ТЦ моды — магазины готовой одежды, обуви, магазины для всей семьи и  специализированные магазины, представляющие определенные торговые марки.
— ТРЦ — якорем являются магазины одежды и обуви, развлекательный центр и рестораны. Магазины сувениров, аксессуаров, предприятия услуг выступают в качестве сопутствующих.
— торгово-общественный центр — включает в себя универмаги, детские клубы, административный комплекс, фитнес-клуб, гостиница и т.д., сопутствующими — магазины одежды и обуви, товаров для детей, подарков и прочие.
— дискаунтер — магазин с узким ассортиментом и минимальным набором услуг для покупателей и достаточно низкими ценами.
Источник: budinfo.com.ua
Якорь — крупное торговое предприятие (оператор) с известной торговой маркой, находящее на территории ТЦ на правах арендатора или имеющее в собственности торговые помещения (здания), привлекающее в торговый центр большое количество посетителей.

 


Поиск

Подписка

Базы компаний, ТЦ, БЦ, жилья
Готовые исследования, обзоры
Новости, статьи и аналитика
RSS-лента (новости, статьи и аналитика)
RSS-лента (Базы компаний, ТЦ, БЦ, жилья)
RSS-лента (Готовые исследования, обзоры)