Аналитика и исследования коммерческой и жилой недвижимости Украины


Главная О компании Услуги компании Наши клиенты Реклама Контакты






Альянс сильнейших

2008-08-18 22:19:46

socmart-fotoАльянсы отечественных розничных сетей с зарубежными операторами и создание совместных предприятий между собственниками ФПГ и ритейлерами – ключевые тренды украинской розницы.


Кто и сколько готов поставить на кон, дабы впоследствии пожинать «наторгованные» плоды?

Запад захлестнула волна банкротств торговых сетей. Только в США за прошлый год банкротами объявили себя более 10 ритейлеров. А в соседней России один за другим закрывают торговые объекты в регионах такие крупные операторы, как «Патэрсон», «Техносила», «Евросеть», «Арбат Престиж». Как отразился кризис ликвидности на украинском рынке и кому на руку замораживание грандиозных планов по развитию локальных сетей?

Золотой кредит Сказать, что украинский ритейл переживает нелегкие времена – не сказать ничего. Связано это с тем, что в своем большинстве розница развивается на заемные средства, которые сегодня в Украине на вес золота. Привычные способы заимствования стали доступными и выгодными далеко не всем торговцам, планы по широкой экспансии нерезонными, а нерентабельные объекты один за одним уходят с молотка.

Для значительного числа ритейлеров долговое финансирование сейчас вообще недоступно. Долговая нагрузка у них и так очень большая, а банки начали очень консервативно подходить к оценке рисков. Для тех же, кто все-таки может себе позволить такую услугу, значительно ухудшились условия ее получения – повысилась процентная ставка и ужесточились требования к залогу.

«Кредитные ставки сегодня составляют более 20%», – сетует Олег Крыжанивский, заместитель генерального директора по развитию «ПАККО Холдинга». Все это приведет к тому, что планы по развитию и расширению розничных сетей будут сильно урезаны или отменены вовсе, делает неутешительный прогноз для украинских сетей директор инвестиционно-банковского департамента Dragon Capital Андрей Пивоварский. Причем, по словам эксперта, в Украине вполне возможны случаи банкротства розничных сетей. Этому риску подвержены все участники рынка и в продуктовом, и в строительном секторе. Но чем больше сеть, тем меньше вероятность ее банкротства. Скорее, эта угроза будет актуальной для региональных компаний. «Для выхода из этой ситуации нужно будет либо соглашаться на новые условия банкиров, либо искать другие источники акционерного капитала, в частности фонды частного инвестирования», – отметил Андрей Пивоварский.

Впрочем, затишье в отечественной торговой рознице сыграло на руку тем, кто давно присматривался к рынку Украины, но не решался войти. Сложившаяся ситуация стала шансом для крупных зарубежных ритейлеров зайти на украинский рынок, а локальным бизнесменам – откусить свой кусок «розничного пирога».

Кто к нам спешит? Зайти на украинский розничный рынок – дело далеко не легкое. К примеру, на создание крупной торговой сети с оборотом около $1 млрд. в год понадобится не меньше четырех лет. Поэтому поглощение локальных сетей – единственный способ для иностранных ритейлеров быстро занять заметную долю рынка. К Украине не первый год прицениваются многие западные операторы. В числе первых, кто зайдет к нам в ближайшее время, эксперты называют французского ритейлера Carrefour. По мнению Андрея Пивоварского, эта сеть ведет переговоры о приобретении сети гипермаркетов «Караван». Однако в «Караване» опровергли информацию о ведущихся переговорах по продаже пакета акций компании. «Предложения от ведущих сетей о продаже той или иной части бизнеса поступают к нам постоянно, – прокомментировал генеральный директор группы компаний «Караван» Денис Случинский. – Мы рассматриваем их и встречаемся с представителями компаний, которые просят нас о встрече. Но переговоры о продаже пакета акций гипермаркетов «Караван» французской сети продуктовых гипермаркетов Carrefour группа компаний «Караван» не ведет, это однозначно».

Между тем существует еще один вариант, которым могут воспользоваться французы. В прошлом месяце на рынке муссировалась информация о том, что акционер донецкого розничного оператора «Амстор» – Midland Group ищет покупателя сети. Причем, по словам Светланы Дрыгуш, финансового аналитика по потребительским рынкам компании «Ренессанс Капитал Украина», договор о поиске покупателя сети между собственниками «Амстора» и компанией Morgan Stanley был подписан еще год назад. Но по истечении действия срока договора этим вопросом занялась другая компания – Credit Suisse. С самого начала сеть создавалась в формате, который был бы интересен для стратегического или портфельных инвесторов, рассказала аналитик. По ее мнению, французский ритейлер Carrefour – один из наиболее вероятных покупателей сети, так как ему подходит формат «Амстора», и он имеет желание выйти на украинский рынок. «Поскольку на создание сети с нуля потребуется очень много времени, то покупка «Амстора» – сети с репутацией, торговыми объектами и возможностями роста – представляет перспективы. Не думаю, что «Амстор» заинтересует кого-то из отечественных или российских сетей. Стоимость «Амстора» в прошлом году составляла около $500 млн., в текущем – не менее $600 млн.», – отметила Светлана Дрыгуш.

Вполне вероятно, что днепропетровская сеть «АТБ-маркет» может привлечь стратегического инвестора. На рынке муссируется информация о том, что уже более двух месяцев сеть выставлена на продажу. Однако в самой компании информацию о поиске покупателя не подтвердили.

Союз нерушимый Еще один вариант выхода на украинский рынок – альянс. В одной связке на украинском рынке ритейла уже работает один из крупнейших мировых ритейлеров – французская компания Auchan, которая в прошлом году приобрела 20%

отечественного торговца «Фуршет». По словам Светланы Дрыгуш, вполне вероятно, что через несколько лет совместной деятельности Auchan выкупит все торговые объекты этой сети.

К тому же в настоящее время актуальна и практика альянсов торговых сетей и финансово-промышленных групп. Так, в текущем году о создании совместных предприятий заявили сразу несколько собственников ФПГ. В апреле российская розничная сеть «Мосмарт» и инвестиционно-консалтинговая компания EastOne Group, управляющая активами Виктора Пинчука, создали совместное предприятие, на основе которого будет развиваться мультиформатная розничная сеть в Украине. Она будет включать около 500 магазинов шаговой доступности и около 100 гипермаркетов и супермаркетов. До 2012 года партнеры намерены инвестировать в проект более $300 млн. «Планируется, что в первой половине 2009 года будет открыт первый гипермаркет. Но это зависит от ряда факторов – комплектации команды и сложности в Украине с поиском недвижимости под современные форматы торговли», – поделился информацией председатель правления – президент группы EastOne Геннадий Газин.

Он объяснил решение участия в совместном проекте тем, что начинать розничный бизнес с нуля – априори проигрышно, поскольку конкурировать придется не с любителями, а с крупнейшими глобальными игроками. Было принято решение вступить в партнерство с тем, кто уже продемонстрировал успех своей модели работы. С другой стороны, хотелось работать с независимым игроком, у которого в будущем есть возможность выйти на IPO. Ведь цель – не участие в денежных потоках, а участие в капитализации, и затем продажа доли либо на рынке, либо стратегическому инвестору.

Не так давно о создании СП по развитию сети продовольственных магазинов в Украине и Беларуси заявили международный инвестиционный холдинг Finstar, которому принадлежит сеть продовольственных магазинов «СМАК», и сербская компания Delta Holding. Инвестиции в развитие сети составят около $700 млн. в течение пяти лет. Согласно соглашению, существующие в Украине шесть супермаркетов «СМАК» сменят свою вывеску на бренд Maxi. При этом новые объекты будут запускаться под названиями Maxi (форматы мини- и супермаркеты) и Tempo (гипермаркеты).

В партнерстве с совладельцем ПриватБанка Геннадием Боголюбовым будет строить в Украине гипермаркеты формата DIY (Do It Yourself – стройматериалы и товары для дома) и немецкая компания OBI. Партнеры на паритетных началах создали СП, которое планирует в этом году открыть первые три гипермакета в Украине. До этого ритейлер около трех лет подряд безуспешно пытался выйти на украинский рынок самостоятельно, говорят участники рынка.

Существует большое количество различных комбинаций, при которых альянсы взаимовыгодны: от совместной закупочной деятельности для получения более выгодных условий от поставщиков до совместного финансирования и отраслевого лоббирования, рассказывает Алексей Гессен, генеральный директор компании «Украинский Ритейл» (сеть магазинов под ТМ «Брусныця»). При этом он отметил, что пока что у компании нет планов на создание каких-либо альянсов. Частично это вызвано тем, что рынок к этому не готов. Сейчас современным предпринимателям конкуренция ближе по духу, чем сотрудничество. «У многих крупных сетей в Украине есть штат мониторщиков, которые отслеживают ценовые колебания в магазинах конкурентов. В Германии же, например, крупные сети отправляют информацию о своих ценах конкурентам по электронной почте – зачем всем напрасно тратить деньги?» – задается вопросом эксперт.

Внутренние пертурбации Сегодня сегмент сетевой розничной торговли в Украине вступил в стадию консолидации, поэтому в ближайшей перспективе мы увидим сделки по приобретению небольших региональных сетей крупными украинскими ритейл-сетями, говорит Виталий Струков, управляющий директор, глава департамента инвестиционно-банковских услуг Concorde Capital. С его мнением соглашается вице-президент по маркетингу группы компаний Fozzy Group Михаил Дудник. Он отметил, что в 2008-2009 гг. большинство сделок будут происходить между внутренними игроками. Эксперт объясняет это особенностями ведения бизнеса в Украине. «Местные игроки – более подвижны, готовы работать в существующих условиях рынка. Кроме того, для покупок важными являются такие понятия, как доверие и репутация именно в сфере заключения сделок. Сильные украинские игроки создали себе положительную репутацию благодаря истории успешно заключенных сделок», – подчеркнул господин Дудник.

О поиске объектов для покупки «Инвестгазете» рассказали в холдинге «ПАККО», компании «Украинский Ритейл» и других. «Мы периодически рассматриваем существующие торговые сети на предмет приобретения, но, хотя покупка других сетей помогает повысить темпы роста, этот подход гораздо более капиталоемкий и значительно сокращает возврат на вложенные средства. На рынке розницы пока отсутствует рациональный механизм расчета капитализации, что делает приобретение действующих сетей малопривлекательным», – рассказал Алексей Гессен.

Для успешного развития в Украине торговые сети должны предлагать своим покупателям полноценное и качественное обслуживание при конкурентной цене товаров и их высоком качестве. «А такие требования может удовлетворить только крупный торговый оператор. В связи с этим для крупных ритейл-сетей одним из наиболее приемлемых вариантов развития является поглощение мелких операторов», – поделился мнением Аксель Лухи, директор «МЕТРО Кеш энд Керри Украина».

Точку зрения относительно сделок M&A высказал Олег Крыжанивский из «ПАККО Холдинга». Он утверждает, что в ближайшее время возможны слияния и поглощения тех сетей, которые имеют низкую маржу и небольшие товарообороты на квадратный метр. В последнее время очень усилилась конкуренция в рознице, в том числе и в регионах. Если не так давно открывался один магазин в районе или в городе, то сегодня речь идет о расположении торговых объектов практически в 300 метрах друг от друга. Уровень безубыточности торгового объекта сегодня составляет $400-500 на 1 кв. м. Если товарооборот меньше, фактически этот объект убыточный.

Среди продуктовых сетей консолидацию рынка могут возглавить Fozzy и «Велика Кишеня», которая при условии удачного проведения IPO в 2009 году может пустить часть денег на слияния и поглощения, поделился мнением Андрей Пивоварский из компании Dragon Capital. «Фуршет» и Metro, скорее всего, продолжат развитие эволюционным путем, то есть будут расширяться не за счет покупок, а занимая свободные места на рынке. В сфере сетей по продаже стройматериалов хорошие перспективы у «Новой Линии» и «Эпицентра». Они будут первыми в очереди на покупку иностранными инвесторами. Что касается сферы бытовой техники, электроники и фармацевтики, то тут мы, скорее всего, будем наблюдать внутренние консолидационные процессы, крупные игроки продолжат поглощать мелких.

По прогнозу Виктории Чорновол, партнера департамента налогово-юридических услуг группы «Ритейл», компании «Делойт», в Украине будет расти и постепенно заполняться ниша гипермаркетов, которая сегодня остается фактически свободной. Сюда, скорее всего, и будут заходить международные инвесторы, включая Россию.

Сети, заявившие о выходе на украинский рынок

В конце 2007 года одна из крупнейших в Европе сетей дискаунтеров – Netto – объявила о выходе на украинский рынок. В течение ближайших двух лет компания намерена открыть от 20 до 30 магазинов, начав с Киева. Инвестиции Netto могут составить $12,6-16,2 млн.

В начале 2008 года украинская группа компаний «Евротек» создала одноименную ритейл-компанию для развития сети продовольственных магазинов под брендом «Фреш». До этого компания была известна как производитель рафинированного подсолнечного масла «Стожар».

Не так давно бывшие акционеры крупнейшего украинского производителя соков «Сандора» Игорь Беззуб и Раймондас Туменас основали компанию BT Invest, которая управляет их активами, в том числе в сфере продуктового ритейла и девелопмента.

Автор: Ирина Чернявская

 

http://www.retailstudio.org/

Поиск

Подписка

Базы компаний, ТЦ, БЦ, жилья
Готовые исследования, обзоры
Новости, статьи и аналитика
RSS-лента (новости, статьи и аналитика)
RSS-лента (Базы компаний, ТЦ, БЦ, жилья)
RSS-лента (Готовые исследования, обзоры)