Аналитика и исследования коммерческой и жилой недвижимости Украины


Главная О компании Услуги компании Наши клиенты Реклама Контакты






Выдумки про СССР

2011-02-03 09:27:40

Советскую торговлю считают одним из главных доказательств недееспособности так называемого совка. Но в чем она мало уступала нынешней и даже превосходила ее. Многие из якобы присущих тогдашней торговли недостатков - не более чем мифы.   

Миф № 1: социалистическая торговля была главной виновницей товарного дефицита 

Пустота или наполнение некачественным товаром прилавков вовсе не свидетельствовали о принципиальной ошибочности системы государственной торговли СССР. В этом можно было легко убедиться, выехав за границу в любую из европейских социалистических стран. 

Так, например, магазины Югославии начала 80-х годов по популярности и количеству предлагаемых мировых брендов мало чем отличались от сегодняшних украинских магазинов городов-миллионников. С одной лишь, но существенной (и не в пользу современной Украины) отличием: на множестве товаров, от джинсов до пакетика с порошком для лимонада, была этикетка, которая указывала на то, что эту вещь сделана в Югославии по лицензии ... и далее указывалась громкая название какого всемирно известного бренда. Таким образом, югославский потребитель, расплачиваясь за покупку, кормил югославского рабочего. И этим отличался от сегодняшнего украинского покупателя, который нередко кормит рабочего китайского, русского, польского, малазийского, таиландского и любого другого, кроме своего соотечественника. 

В других соцстранах лицензионных товаров было меньше (почему - отдельный вопрос), чем в Югославии и похожей на нее в этом смысле социалистической Венгрии, поэтому качество продаваемых в местных магазинах товаров зависела прежде всего от традиций национальной промышленности. В Чехословакии, например, всегда можно было купить хорошую обувь, из Болгарии советские туристы везли дубленки, поляки не отставали от капиталистического Запада в вопросе дизайна одежды и т. п. Если говорить о продуктах, то в той же Чехословакии можно было в любом обычном гастрономе выбирать из нескольких десятков наименований различных видов колбас, карбонатов, балыков и других соблазнительных (и без современных добавок) мясных изделий. 

Поэтому бедность прилавков отнюдь не была принципиальным спутником социализма, сообщает http://www.businessclass.kiev.ua. В отношении СССР, то в нем ситуация с товарами была хуже, чем в других странах социалистического лагеря, по нескольким причинам. Первая - Советский Союз удерживал этот самый соцлагерь за счет своих граждан: раскрывал над ним оборонную зонтик, стоившая немалых денег, и поставлял по льготным ценам разнообразную сырье а также энергоносители. Вторая причина - начиная с 30-х годов, когда в СССР был провозглашен курс на индустриализацию, советские руководители понимали под промышленностью прежде тяжелую индустрию, а легкой промышленности отводили второстепенную роль. Третья - централизацию хозяйственного планирования было доказано в СССР до абсурда. Все цифры «спускались» сверху, из Москвы. 

Миф № 2: во времена «совка» магазинов было меньше, чем сейчас 

Действительности лишь единичные жители крупных городов СССР могли пожаловаться, что вблизи их дома нет булочной, гастронома, магазина «Молоко». В несколько большем радиусе обязательно должны находиться промтоварные, хозяйственная, книжная и другие магазины. Происходило это потому, что при планировании и застройке нового района должен учитываться норматив - на столько-то тысяч человек приходится магазин такого-то профиля (понятное дело, что для гастронома и магазина «Галантерея» эти цифры были разными). В историческом центре города также располагались крупные универсальные или узкоспециализированные магазины, ориентированные на всех жителей города и приезжих. 

Доходность магазинов в спальных районах была важным фактором их деятельности (в СССР торговля была основным пылесосом для скачивания денежных излишков из обращения), но никак не влияла на их существование и, следовательно, на комфортность условий проживания местного населения. Никто при «совке» не мог закрыть булочную или даже книжную лавку только потому, что они не самоокуповуються. 

Главной слабым звеном в советской торговой инфраструктуре были не «торгаши», а ... строители. Современным посетителям Киевского театра на Левом берегу, наверное, будет интересно узнать, что сводилась эта небольшая, по нынешним меркам, здание несколько лет и в течение этого времени за нее боролись все возможные ведомства, включая торговлю. Сейчас, когда здание театра является почти незаметной рядом с возведенным за считанные месяцы огромным торговым комплексом, такая ситуация представляется нереальной. Но для советского времени она была типичной.

Источник: http://www.socmart.com.ua/


Поиск

Подписка

Базы компаний, ТЦ, БЦ, жилья
Готовые исследования, обзоры
Новости, статьи и аналитика
RSS-лента (новости, статьи и аналитика)
RSS-лента (Базы компаний, ТЦ, БЦ, жилья)
RSS-лента (Готовые исследования, обзоры)